(Полоролевая идентичность - психическое самосознание себя как мужчины или как женщины).
Становление полоролевой идентичности происходит через процессы дифференциации и идентификации, другими словами, через выбор и подражание.
Желание знать кто он такой, присуще человеку в качестве первичной ценности.Наступает момент в развитии ребенка, когда он начинает понимать кто он: мальчик или девочка. В норме это возраст 3-4х лет. Ребенок растет в семье в окружении мамы и папы и рано или поздно обнаруживает, что они отличаются друг от друга. Какое-то время ребенок будет сравнивать, отмечать различия, проявлять всяческий интерес. А потом обязательно возникнет вопрос: <А кто же я?> Мальчик должен определить себя мальчиком, и значит будущим мужчиной, а девочка соответственно женщиной. Сначала дети видят пока внешние различия, но так уже начинает формироваться мужественность или женственность, т.е. сложный процесс становления полоролевой идентичности. Девочка крутится у зеркала, меняя резиночки на косичках, мечтая стать <красивой как мама>, мальчик хмурит брови и закрывается газетой перед телевизором, <важничая, как папа>. Постепенно приобретается роль. Роль женская или мужская. И от того, как мы, родители, поможем справиться с этой важной жизненной задачей нашим детям, зависит принятие ими этой роли. В последствии, человек может принять или отрицать, не знать, стыдиться, бояться, завидовать противоположному полу, а это может стать причиной целого букета сложнейших проблем, таких как невозможность, выстраивать отношения, одиночество, психосоматические заболевания, сексуальные расстройства, болезненное протекание менструации у женщин, неспособность вынашивать, рожать и растить своего ребенка и др. Но проще предупреждать, чем исправлять. Воспитание мальчика в семье отличается от воспитания девочки. Также не одинаковы роли отца и матери. Отношения между родителями и ребенком в первые годы жизни являются <краеугольным камнем> формирования здоровой личности. Интуитивно обычно родители чувствуют, что мама воспитывает в сыне мужественность, а папа взращивает женственность в дочери. Для того чтобы вырастить мальчика именно мама показывает ему те качества, которые она хотела бы увидеть в будущем мужчине. Как мама относится к папе, и то с каким уважением она отмечает его поведение, будут формировать у мальчика отношение к своей мужественности. Даже в неполной семье, где нет папы, мама может дать объект для подражания своему сыну. То, каким он будет мужчиной, зависит от того, кого мама видит мужчиной. Не маловажно и то, как папа относится к сыну. Если мальчик боится своего отца, нет теплых дружеских отношений, ему не захочется быть похожим на него. Девочка, определив себя как будущую женщину, стремится подражать маме, а значит сроить отношения с папой, понравиться ему. И тут важно чтобы отец увидел и принял женственность девочки, а мама не конкурировала, а поддерживала первые стремления дочери <быть женщиной>. Так или иначе, и девочка, и мальчик вступают в конкурирующие отношения с родителем своего пола. Она соперничает с мамой за право быть рядом с папой, а он побеждает папу в борьбе за обладание мамой. Но им тревожно находиться в этой роли, т.к. они любят обоих родителей, и эта тревога может заставить их отказаться от борьбы, не соперничать, не примерять на себя роль женщины или мужчины. Ребенок может почувствовать себя беспомощным, растерянным, начинает путаться в понимании происходящего вокруг, капризничает, <отказывается развиваться>. Родители легко могут с этим справиться, разговаривая с ним, рассказывая или читая сказки, с удовольствием объясняя, как устроен этот мир, в котором мы все живем, отвечая на все вопросы по мере их поступления. В этом возрасте наши дети превращаются в неутомимых Почемучек. Они научились говорить, формулировать свои вопросы и хотят все знать. А самые главные вопросы: <Кто я?> и <Откуда я взялся?>, все остальные производные от них. Ребенок в этом возрасте абсолютно эгоцентричен. Что бы он ни делал, он узнает себя и свое место в жизни. То, что родители отметили как замечательное в ребенке, он с удовольствием будет осваивать и демонстрировать дальше. В культуре существует множество возможностей акцентировать различие между полами. Уже из родильного дома ребенка увозят в розовом или голубом, есть игрушки для девочек и для мальчиков. Не <принято>, что бы мальчик играл в куклы. А девочки не <должны> бегать с пистолетами. Это принципиально важно для верного восприятия ребенком этого мира. Играя, ребенок примеряет себя к будущей жизни, осваивая поставленные ею задачи, приобретая навыки, получая удовольствие от того, какой он замечательный и как у него все выходит или очень расстраивается, когда не выходит: Рассказывая своему ребенку то, каким видим его, мы помогаем определить направление в жизни. Очень важный момент в этом вопросе, то, как сами родители определились со своей половой идентичностью, то, как они относятся к себе и к противоположному полу. Бессознательно отрицающая свою принадлежность к женскому роду, мама обязательно передаст это отношение к женственности своей дочери. Если мама чувствует, <как плохо быть женщиной>, именно этот урок усвоит дочь. Что произойдет с мальчиком, если мама не чувствует уважения в сторону мужчин, злиться на них? Мальчику не зачем становиться мужчиной, т.к. все вертится вокруг попытки завоевать мамину любовь. Главное, что хочет ребенок в этом возрасте, девочка это или мальчик, - быть самым лучшим для мамы. Важный момент происходит уже тогда, когда родители ждут ребенка. И вдруг он оказался не тем, кого ждали. Прекрасно, если смогли принять его пол. А если нет: Разочарование, другие негативные чувства. Ребенок обязательно это почувствует и ему придется как-то справляться с переживаниями. Девочка может <притворяться> мальчиком, для того чтобы порадовать отца, ожидавшего наследника, она может всячески демонстрировать мальчишеское поведение. Или обречено принять то, что она неполноценна, не важна и не нужна. Иногда родители бессознательно не хотят даже признавать, что есть на самом деле, и воспитывают ребенка не в соответствии с полом. Если родители хотят видеть ребенка успешным и счастливым, они должны помнить, что они растят, воспитывают своих детей для жизни в том обществе, в котором им придется жить и соответствовать общепринятым для данного общества социальным стандартам мужского и женского.
Чтобы не было вопроса у человека: мужчина я или женщина? Надо чтобы в детстве он получил ответ на вопрос мальчик я или девочка, и понимание что это значит.