О нас  |  Наша география  |  Специалисты  |  Этика  |  Консультации  |  
 



Психоаналитическая этика

 

 

Кодекс Психоаналитической Этики Национальной Федерации Психоанализа

Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически ориентированных специалистов и кандидатов в специалисты в отношении пациентов, коллег, общества и психоаналитической терапии. Психоаналитически ориентированными специалистами считаются члены НФП, имеющие статус не ниже стажера: стажер, специалист, тренинговый аналитик, супервизор.
Аналитические отношения между пациентом и терапевтом начинаются при их первом взаимодействии, продолжаются на протяжении всего периода терапии и сохраняются после ее завершения – в постаналитической фазе. Кодекс психоаналитической этики определяет взаимодействие между пациентом и терапевтом на протяжении всего периода терапии и трех лет по ее окончании.

1. Практика психоанализа

Психоаналитическая терапия является одной из специализаций в российской психотерапии, которую могут получить дипломированные врачи и психологи.
Деятельность практикующего специалиста направлена на решение задач и проблем пациента и осуществляется строго в рамках психоаналитического контракта.
Все процедуры, используемые при оказании помощи пациенту, являются вербальными или основанными на невербальных коммуникативных сигналах, которые могут быть преобразованы в вербальные.
Профессиональное поведение специалиста определяется интересами пациента, безопасностью общества и самого психоаналитика. Важнейшей основой психоаналитической работы является информированность и добровольное участие пациента в аналитическом процессе.
Профессиональная этика не допускает никаких форм использования пациента в интересах аналитика. Физический контакт агрессивной или сексуальной природы со стороны специалиста или кандидата не может быть признан этичным даже при согласии на него пациента.

Этические права и обязанности психоаналитиков и пациентов


Терапевт имеет право выбирать те или иные условия и технику терапии. Он должен сообщить пациенту, что терапия будет осуществляться в форме диалога и преимущественно – путем перевода любых побуждений или влечений в словесную форму.
Терапевт имеет право отказаться от работы с пациентом, если считает, что поставленная последним цель может быть вредна или нереалистична для пациента, общества самого терапевта.
В течение терапевтической сессии пациент имеет право выражать все свои мысли и чувства. Терапевт обязан исследовать и работать с теми мыслями и чувствами пациента, которые обращены на него. Право пациента выражать все свои чувства не должно сдерживаться неадекватным или неуместным использованием интерпретаций или обвинением в патологическом выражении чувств. Терапевт имеет право другими способами препятствовать оскорбительному поведению со стороны пациента, направленному на получение удовлетворения за его счет, и право устанавливать границы терапевтической работы.
Отношения между пациентом и терапевтом уже сами по себе являются инструментом терапии, и их развитие должно поддерживаться использованием психоаналитических техник. Пациент имеет право реагировать на терапевта в любой (вербальной) форме в течение всего времени, необходимого полной вербализации реакций на взаимоотношения. Такая (ничем не ограничиваемая) вербализация направлена на исследование особенностей личности и защит пациента, проявляемых в терапии.
Терапевт обязан использовать диагностические сессии для исследования предъявляемых проблем и принятия решения о том, сможет ли он быть полезен пациенту.
Терапевт должен активно противодействовать идеям и действиям, которые унижают достоинство пациентов в связи с их этническим происхождением, расой, полом, сексуальной ориентацией, религиозными убеждениями или социально-экономическим положением.

2. Психоаналитический контракт


Терапевт заключает с пациентом терапевтический контракт и оказывает помощь исключительно в контексте этого соглашения. Контракт определяет терапевтические отношения, как обоюдное стремление, в котором профессиональные знания и навыки аналитика будут использованы для понимания сознательных и бессознательных мотивов поведения пациента в интересах решения его проблем.
Первичный контракт включает соглашение о длительности и частоте сессий, их стоимости и способе оплаты, времени и месте их проведения. Другие пункты контракта обсуждаются по мере необходимости в процессе терапии: например, условия отмены сессий, оплаты пропусков сессий и т. д.
Пациент не может подвергаться терапии против его воли или без его согласия. Это правило распространяется и на детей, для терапии которых требуется также согласие родителей или официальных опекунов. Однако, несмотря на эти особые функции взрослых, аналитик, как правило, заключает отдельный договор с ребенком. Права ребенка не могут быть нарушены односторонним соглашением с его родителями.

Конфиденциальность и протоколы
Нарушение конфиденциальности со стороны аналитика, без письменного на то согласия пациента, является грубым нарушением профессиональной этики. Во всех других случаях информация о пациенте, полученная аналитиком в процессе терапии, должна представляться (в докладах, публикациях и т. д.) таким образом, чтобы пациент не мог быть идентифицирован. Исключением являются только те случаи, когда, по мнению аналитика, сохранение конфиденциальности представляет потенциальную опасность для пациента, других людей или общества. Аналитик должен находить баланс между соблюдением конфиденциальности и сохранением благополучия общества.
Пациент должен быть проинформирован о конфиденциальности в отношении сообщаемого материала и об условиях, при которых она может быть нарушена.
Договоренность о соблюдении конфиденциальности бессрочна.

Оплата терапии


В психоаналитической практике терапевт получает плату от клиента только за оказанные им услуги и затраченное время работы. Величина почасовой оплаты определяется на основе открытого обсуждения с пациентом и должна быть приемлемой для обеих сторон. Пациент несет материальную ответственность за пропуски сессий. Аналитик не платит и не получает комиссионных при передаче или направлении пациентов другим специалистам. Во всех остальных случаях вопросы оплаты решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Профессиональная компетентность


Психоаналитический терапевт несет персональную ответственность за свою работу с и осуществляет свою деятельность только в рамках своей компетенции. В случае завершения практики, болезни или завершения контракта с пациентом он может передавать свои функции только лицам, которые по своем профессиональному опыту (образованию и тренингу) достаточно квалифицированы для их исполнения.
Психоаналитический терапевт постоянно работает над повышением свой профессиональной компетенции, участвует в конференциях, съездах, симпозиумах, семинарах и школах, посвященных актуальным проблемам психотерапии и психоанализа.
Психоаналитические терапевты практикуют в рамках существующих правил в соответствии со своим уровнем компетентности. Психоаналитически ориентированный специалист (клинический психолог или врач, в случае, если не имеет предшествующей полномасштабной постдипломной подготовки по психиатрии) никогда не прибегает к сочетанию аналитической психотерапии и психофамакотерапии, не выписывает рецептов, не устанавливает психиатрических диагнозов, не осуществляет экспертизу вменяемости пациента, не принимает решений о необходимости принудительного лечения и т.д. В ситуациях, когда тот или иной вопрос диагностики и терапевтической тактики, или сохранения здоровья и жизни пациента выходит за рамки его компетенции, аналитик считает своим профессиональным и нравственным долгом обратиться к коллеге (коллегам) из смежных областей терапевтических знаний и практики. Систематическое консультирование с коллегами, также как и консультирование обратившихся коллег, всегда осуществляется в интересах пациента, а не аналитика. Никто не может отказать своему коллеге в такого рода профессиональной поддержке и помощи.
Аналитик должен использовать любые возможности для консультаций (супервизий) во всех случаях, когда это может повысить качество работы и успешность терапии. В период психоаналитического тренинга будущие специалисты должны самостоятельно заботиться о получении адекватных (количественно и качественно) сессий персонального анализа и супервизий для своих случаев, в соответствии с действующими стандартами терапевтического тренинга (стандартами государственной или общественной аккредитации).

Рекламирование


Психоаналитические терапевты могут использовать рекламу своей деятельности, званий и практики, как в собственных интересах, так и в интересах пациента.
Будущие специалисты, находящиеся на различных этапах профессионального тренинга, не могут представлять себя психоаналитиками или психоаналитическими терапевтами до завершения персонального тренинга и выполнения стандарта государственной или общественной аккредитации, подтвержденного соответствующим сертификатом.

4. Психоаналитический тренинг


Персональный психоаналитический тренинг является обязательным этапом подготовки психоаналитического терапевта и включает: 1) теоретическую подготовку, 2) учебный анализ и 3) практику под контролем супервизора (при этом, два первых этапа рассматриваются как подготовительные, а последний - как важнейший).
Теоретическая психоаналитическая подготовка может осуществляется, как в рамках национального образовательного стандарта, так и по международным стандартам в официально признанных в России Институтах или других учреждениях, реализующих программы психоаналитического образования. Учет выполнения образовательных программ осуществляется в соответствии с законодательством России.
Персональный психоаналитический тренинг может осуществляться как в рамках национального стандарта, так по международным стандартам у официально признанных в России отечественных или зарубежных специалистов.
Будущий специалист имеет право выбрать тренинг-аналитика из числа лиц, допущенных к проведению тренинговой подготовки, по собственному усмотрению и после согласования будущей работы с тренинг-аналитиком информировать об этом Тренинговый комитет соответствующей организации (учреждения), которой установлен статус конкретного тренинг-аналитика. Если в процессе анализа обучаемый принимает решение о смене аналитика, он должен обсудить это со своим персональным аналитиком в рамках контрактного договора. Персональный аналитик, к которому хочет перейти кандидат, прежде чем дать согласие на проведение анализа, должен выяснить, удовлетворительно ли завершены предшествующие аналитические отношения. В случае заключения нового контракта, информация о начале работы предоставляется в соответствующий Тренинговый комитет.
Будущий специалист имеет право выбрать супервизоров (как минимум, двух) по собственному усмотрению и представить их кандидатуры для утверждения в Тренинговый комитет организации (учреждения), которой установлен статус этих супервизоров. Если в процессе профессионального тренинга обучаемый принимает решение о смене супервизора, он должен обсудить это с ним в рамках контрактного договора, а супервизор должен представить квалифицированное заключение о методической подготовке и профессиональной деятельности кандидата. Супервизор, к которому хочет перейти кандидат, прежде чем дать согласие на продолжение работы с кандидатом, должен выяснить, удовлетворительно ли завершены предшествующие отношения, а также ознакомиться с заключением о предшествующей практике кандидата. Решение о новом контракте также утверждается Тренинговым комитетом.
После завершения персонального тренинга аналитик не выносит каких-либо суждений об анализанте, а лишь высказывает квалифицированное мнение о том завершен или не завершен персональный анализ; супервизор же должен представить развернутую характеристику деятельности супервизанта и заключение о его готовности к самостоятельной работе.

Учет


Учет выполнения психоаналитического тренинга осуществляется в соответствии с законодательством России, а при отсутствии такового – в соответствии с нормативами и правилами общественной аккредитации специалистов.

 

Положение об этике и практике супервизоров (приложение к Этическому Кодексу)


1. Введение


1.1 Цель настоящего Кодекса – закрепить правила работы супервизоров – членов НФП и информировать и защищать супервизантов, обратившихся за супервизией (индивидуально или в группе).
1.2 Все члены настоящей организации следуют действующим в области их профессиональной деятельности Кодексам. Вследствие этого они располагают общим сводом рекомендаций, которыми они руководствуются в своих обязательствах перед супервизантами, их клиентами, своими коллегами и обществом в целом.
1.3 Настоящий Кодекс не может предусмотреть всех возникающих в практике ситуаций, поэтому он имеет целью предоставить основу для разрешения этических вопросов и тем самым способствовать улучшению практической работы.
1.4 Супервизия является официальной формой взаимопомощи, при которой супервизанты могут регулярно обсуждать свою работу с более опытными коллегами. В задачу супервизии входит совместная работа с целью повышения эффективности практики проходящего супервизию.
1.5 В случае нарушения супервизором Кодекса этики и практики на него может быть подана жалоба в Этический Комитет
.


2. Антидискримнационная практика в супервизии


2.1 Супервизоры должны осознавать свои предубеждения, теоретические предпочтения и стереотипы восприятия, и уделить особое внимание тому, как это может повлиять на отношения в ходе супервизии. Обсуждение этого является частью процесса супервизии.
2.2 Супервизоры должны замечать и указывать супервизантам на любое проявление предрассудков и нетерпимости в их работе с клиентами, с тем, чтобы потребности клиента встречали большее понимание.

3. Структура настоящего Кодекса


Настоящий Кодекс имеет два раздела. Раздел А Кодекса этики включает в себя описание основных ценностей супервизии и принципов, вытекающих из них. Раздел В Кодекса практики трактует применение этих принципов к супервизии.

А. Кодекс этики


А.1 Супервизия представляет собой деятельность, не имеющую целью извлечение выгоды. Ее основные ценности – это ответственность, беспристрастность и уважение. Супервизоры должны в равной степени заботиться об этичности своей работы независимо от того, является ли их работа оплачиваемой и независимо от того, какой вид супервизии они используют.

А.2 Конфиденциальность
Содержание супервизии строго конфиденциально. Супервизоры должны ясно обозначить границы конфиденциальности. Если супервизируемый претендует на сертификацию, его необходимо уведомить о подаче супервизором отчетов в Тренинговый Комитет.

А.3 Контракты
Сроки и условия супервизии должны быть ясны супервизируемому до начала работы. Последующие изменения в этих условиях должны предварительно обсуждаться.

А.4 Компетентность
Супервизоры должны оценивать собственную профессиональную компетентность, развивать ее и действовать в ее пределах.

В. Кодекс практики

В.1 Вопросы ответственности


В.1.1 Супервизоры отвечают за составление такого индивидуального контракта, который позволит супервизируемым представить и исследовать свою работу настолько честно, насколько это возможно.
В.1.2 В рамках контракта супервизоры обязаны помогать проходящим супервизию, критически осмыслять свою работу и, в то же время, признавать клиническую ответственность супервизанта.
В.1.3 Супервизоры совместно с супервизантами обязаны использовать время супервизии с наибольшей отдачей для супервизанта и его клиента.
В.1.4 Супервизоры обязаны провести и сохранять границы между супервизией и другими профессиональными отношениями, например обучением и руководством.
В.1.5 Супервизоры и супервизанты должны заботиться о том, чтобы никакие личные или социальные контакты между ними не оказывали неблаготворного влияния на эффективность супервизии.
В.1.6 Супервизор не имеет права проводить супервизию и психоаналитическую терапию для одного и того же лица в один и тот же период времени.
В.1.7 Супервизор не имеет права использовать проходящего у него супервизию терапевта в финансовом, сексуальном, эмоциональном или каком-либо другом аспекте. При наличии между супервизором и супервизантом сексуальных отношений или отношений, имеющих одностороннюю или двустороннюю выгоду, выходящую за рамки целей супервизии, совместная работа может рассматриваться как консультативная, и супервизор не имеет права давать официальное заключение о работе супервизанта.
В.1.8 Супервизор обязан признавать личную ценность и достоинство супервизантов и их клиентов, с уважением относиться к особенностям поведения, обусловленных происхождением, социальным положением, расой, возрастом, убеждениями, сексуальной ориентацией и физической недееспособностью. Работа супервизора включает в себя осознание любых проявлений дискриминации, которые могут возникнуть между супервизируемым и его клиентами или между супервизором и супервизируемым.
В.1.9 Супервизор должен обеспечить соблюдение соответствующих официальных обязательств, своих и проходящего у него супервизию терапевта, по отношению друг к другу, к проводящей обучение организации (если таковая есть) и к клиентам.
В.1.10 Супервизоры обязаны принять меры в случае, если они видят, что практика проходящих супервизию не согласуется с Этическим Кодексом (прежде всего, обсудить это с супервизантом, а если этого недостаточно, то сообщить в
Этический Комитет).
В.1.11 В случае, если способность терапевта к работе нарушена вследствие личных или эмоциональных затруднений, в силу болезни, под влиянием алкоголя или наркотиков или по другой причине, супервизор обязан указать ему на это и убедиться, что необходимые меры приняты.
В.1.12 Супервизор обязан вести себя в своей профессиональной деятельности таким образом, который не подрывает доверия общества ни к их работе в качестве супервизора, ни к работе других супервизоров.
В.1.13 Если супервизор замечает, что другой супервизор ведет себя не должным образом, и этого не удается разрешить после обсуждения с ним его поведения, он должен подать жалобу, сохраняя, при этом, границы конфиденциальности, предусмотренные процедурой рассмотрения жалоб.
В.1.14 Супервизор обязан обеспечивать свои эмоциональные потребности вне ситуации супервизии , не используя для этого супервизатна.

В.2 Организация работы


В.2.1 Контракт о супервизии.


2.1.1 Супервизор несет ответственность за разъяснение всех договорных обязательств.
2.1.2 В случае необходимости супервизоры должны предоставить супервизантам сведения о своем образовании, теоретической позиции, квалификации и используемых методах супервизии.
2.1.3 Супервизоры должны организовать условия для проведения супервизии, уделив особое внимание времени и частоте встреч, а также достигнуть согласия относительно ведения записей и степени приватности.
2.1.4 Оплата и ее увеличение должны обсуждаться заблаговременно.
2.1.5 Супервизоры и проходящие супервизию должны оговорить свои ожидания и требования в отношении друг друга, включая форму оценки работы супервизанта. Обе стороны также должны регулярно оценивать работу друг друга.
2.1.6 До составления формального контракта о супервизии супервизор должен получить сведения о том проходил (или проходит) супервизируемый собственную терапию.

В.2.2 Конфиденциальность
2.2.1 Принцип конфиденциальности подразумевает, что супервизоры не имеют права раскрывать сведения о проходящих супервизию и их клиентах кому бы то ни было, если на это не получено согласие всех сторон.
2.2.2 Супервизоры должны помочь супервизантам представить их работу таким способом, который защитит анонимность клиентов (не называя имен, характерных особенностей, принадлежности к тем или иным группам или организациям, отличительных свойств пациентов или членов их семей).
2.2.4 Супервизоры не должны раскрывать конфиденциальные сведения о проходящих супервизию или их клиентах кому бы то ни было за исключением случаев, когда супервизор считает это необходимым во избежание нанесения серьезного эмоционального или физического ущерба клиенту, супервизанту или другим лицам. Решение о раскрытии конфиденциальной информации должно, по возможности, приниматься только после консультации с другим супервизором.
2.2.5 Раскрытие конфиденциальной информации, касающейся проходящих супервизию, может быть разрешено в следующих случаях:
а) В случае необходимости профессионального отзыва, например, для аттестации.
b) В случае расследований по вопросам соблюдения норм этики и практики.
2.2.6 Информация о работе с супервизуемым может быть использована для публикации или выступления исключительно с разрешения супервизанта и с соблюдением анонимности.
2.2.7 В случае, если у супервизора возникает необходимость проконсультироваться с коллегами, обсуждение должно носить профессиональный и целенаправленный характер при соблюдении всех этических норм.
2.2.8 При проведении групповых супервизий необходимо обращать особенное внимание на соблюдение конфиденциальности. Ответственность за ее соблюдение ложится на всех участников группы, не зависимо от их статуса. При угрозе нарушения этических норм участники группы обязаны принять необходимые меры.

 

Меры по исполнению принципов этики в психоанализе


Комитет НФП по этике


1. Состав
Комитет состоит из 5 членов - специалистов в области психоаналитической терапии, имеющих соответствующий сертификат.
Каждый специалист, избранный в Комитет, работает в нем в течение 5 лет (кроме первого срока избрания), причем сроки работы должны перекрываться: к Комитету добавляется один новый член по мере того, как срок службы одного из членов истекает.
2. Выборы.
Выборы в члены Комитета происходят на собрании НФП. Члены Комитета по Этике выбирают Председателя Комитета.
3. Обязанности Комитета по этике.
а) Отвечать на запросы, касающиеся Принципов Этики и мер по их исполнению, а также давать разъяснения по дополнениям или изменениям, возникающим по мере накопления опыта.
б) Выносить консультационные суждения, касающиеся вопросов этического поведения.
в) Рассматривать жалобы, направленные в комитет, касающиеся любого нарушения Принципов Этики специалистами и кандидатами и выносить рекомендации, по решению таких вопросов.

Комитет по этике обязан принять к рассмотрению и работать со всеми жалобами, изложенными в соответствии с нижеуказанными правилами:
- жалоба или запрос должны быть сделаны в письменной
форме, адресованы в Комитет по Этике и подписаны стороной, сделавшей жалобу или запрос;
- жалующаяся сторона должна ясно описать нарушение
(нарушения), а так же указать имя обвиняемого члена и других задействованных лиц;
- в жалобе или запросе также должно быть указано, что ее автор готов обсуждать проблему с членами К. по Э.
Никакие формальные действия не должны предприниматься без указанного процесса.

Вся информация и записи, содержание обвинение в неэтичном поведении, должны быть конфиденциальными за исключением того, что: решение, утвержденное Тренинговым Комитетом, касающееся обвинения в неэтичном поведении, заключающееся во временном или постоянном лишении сертификата, должно быть доложено, включая имя обвиняемого.

вернуться наверх